ср, 01 май
00:20
Ставрополь
+9 °С, туман
Эксклюзивы

«Вплетая математику в обычную жизнь»: как ставропольским школьникам подружиться с «царицей наук»

9 апреля , 13:18СтатьиФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

Президент Владимир Путин поручил главе Правительства РФ Михаилу Мишустину до 1 июня представить план по повышению качества преподавания математики. Какова ситуация с этой дисциплиной на Ставрополье, хотят ли школьники учить математику и есть ли у одарённых в этой области возможность получить углублённые знания — выясняла «Победа26».

«Приходится латать дыры»

Проблемы с математикой у многих ставропольцев начинаются с первого класса. Мама второклассницы Татьяна Гринько, чья начальная школа пришлась ещё на советские годы, сетует: сегодня с отстающими учениками педагоги после уроков практически не занимаются, как это бывало в её детстве.

«То ли сказывается большая нагрузка на учителей, то ли это свидетельство общего подхода «выживает сильнейший», но нам приходится заниматься с дочкой дома. По другим предметам проблем нет, сложности только с математикой»,

— говорит ставропольчанка.

Учитель математики Валентина Миронченко из ессентукской школы №10 подтверждает: за последние годы качество усвоения учебного материала у школьников ухудшилось. Детей она учит уже более 50 лет. 

«Многим это просто неинтересно. Исключение — те, кто в старшей школе решают сдавать профильную математику. Тогда они начинают интересоваться предметом и, как правило, сдают ЕГЭ хорошо»,

— делится наблюдениями Валентина Миронченко.

Многие школьники, когда начинают интересоваться предметом, профильный ЕГЭ по математике сдают хорошо
Фото: ИА «Победа26»

О пробелах в школьном математическом образовании у абитуриентов, поступающих на направления «Прикладная математика и информатика» и «Математика и компьютерные науки» в Северо-Кавказский федеральный университет, говорят и преподаватели вуза. В частности, декан факультета математики и компьютерных наук Татьяна Гробова считает, что уровень школьных знаний падает, и это тенденция.

«Учителя пытаются обходить «неудобные» темы, которые требуют много труда и времени, плохо дают тригонометрию, обратные тригонометрические функции, практически не дают арифметические и геометрические прогрессии. По геометрии — хочется просто плакать. На первом семестре первого курса приходится латать дыры школьной подготовки»,

— сетует Татьяна Гробова.

Декан факультета математики и компьютерных наук имени профессора Н.И. Червякова Татьяна Гробова
Фото: fmkn.ncfu.ru

Кроме того, собеседница обратила внимание на ощутимый спад подготовки ребят, которые в ковидные годы учились на дистанте — у многих «некоторые темы просто по нулям».

Не всем по карману

Решением проблемы как для тех, кому нужно подтянуть школьную математику, так и для тех, кто хочет углубить знания в этой сфере, могут стать центры дополнительного образования. Один из таких работает в Ставрополе уже 20 лет. По словам замдиректора по развитию информатизации Екатерины Потехиной, отличие между обычной школой и центром — в разных возможностях преподавания.

«Здесь фундаментальная подготовка, в более классическом понимании. Школа же поставлена в рамки госстандартов: программа, количество часов. Бывает, сам ученик что-то пропустил и не успевает наверстать с остальными. Сказывается и нехватка педагогических кадров в школах»,

— поясняет собеседница.

Ежегодно на математический профиль в центр записывается около 800 ребят. Детей готовят не только к успешной сдаче ЕГЭ, но и к обучению в вузах, где в большом объёме присутствует математика.

При этом Потехина подчёркивает: математика не предмет для избранных, ей можно и нужно обучать всех. Главное — мотивация и желание.

Жительница Ставрополя Алла Марьясова, чей сын сейчас учится в МАИ (Московский авиационный институт), вспоминает, что когда сын учился в старших классах, на весь город нашлась всего одна физико-математическая студия, где мальчик получил нужный уровень подготовки. По словам собеседницы, многим ребятам в такой ситуации приходится искать репетиторов или ехать в регионы, где есть профильные классы.

«В то время у нас был один математический класс в 29-й школе, но уровень подготовки практически не отличался от того, что давали детям в других школах. Ну часов математики было на один-два больше, чем в обычных, но это ничего не давало: не было никаких спецподходов, методик, погружения, атмосферы — обычная школа»,

— утверждает Марьясова.

Речь, в конце концов, идёт о своего рода финансовом фильтре, продолжает ставропольчанка.

«Семьи бросают все средства на то, чтобы помочь ребёнку освоить эти предметы по-настоящему. Нам студия тогда обходилась в 10 тыс. рублей в месяц»,

— поделилась собеседница.

Построить робота или дом

Сегодня у многих ставропольских школьников, которые горят желанием учиться, есть возможность бесплатно получить глубокие знания по разным отраслям науки, в том числе математической. Для этого уже несколько лет в крае работает система «Кванториумов» — детских технопарков. Работа строится по нацпроекту «Образование», его реализацию на Ставрополье курирует региональный минобр. Под пристальным контролем это направление держит и глава края Владимир Владимиров.

Принимают в центр с 11 лет. Отбора и вступительных испытаний нет — начать учиться здесь может каждый, рассказывает преподаватель прикладной математики «Кванториум. Ставрополь» Анастасия Нурова.

«Но в течение года, выполняя проекты, дети сталкиваются с алгеброй, если мы говорим о программировании, робототехнике — геометрией. Работая на различном оборудовании, решаем повседневные практические задачи, и таким образом «вплетаем» сложные математические понятия в обычную жизнь»,

— рассказывает Анастасия Нурова.

Анастасия Нурова преподаёт прикладную математику в «Кванториум.Ставрополь»
Фото: kvantorium.stavdeti.ru

В число таких задач может входить как разработка надёжного пароля с точки зрения математики, так и расчёты при строительстве дома.

«Мы развиваем умение думать, размышлять, применять математические инструменты в повседневной жизни»,

— поясняет собеседница, добавляя, что готовых специалистов из «Кванториума» не выпускают.

После технопарка многие школьники уже чётко могут определиться с жизненными приоритетами и интересами.

Чисто математических нет

Менять свои подходы пытаются и школы, но «заточенных» именно на математику пока нет. Как пояснили в минобре Ставрополья, в крае сегодня 20 общеобразовательных организаций с углублённым изучением предметов. Пять из них — с углублённым изучением английского языка и 15 — с углублённым изучением отдельных предметов.

«Общеобразовательных организаций, имеющих исключительно математическую направленность, в крае нет»,

— подтвердили в министерстве.

Однако школы сами могут организовать углублённое изучение математики и профильное обучение, добавили в ведомстве.

«Так, в крае открываются, например, физико-математические классы, в которых увеличено количество уроков по соответствующим учебным предметам. С целью совершенствования профессиональных компетенций учителей математики в крае осуществляется системная работа»,

— прокомментировали в минобре.

Физику и математику в некоторых школах Ставрополья изучают углублённо в профильных классах
Фото: ИА «Победа26»

Вырастить учителей

В министерстве образования Ставрополья сообщили, что Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования по краевой программе «Дети Ставрополья» разрабатывает и реализует более пяти программ дополнительного профессионального образования, по которым обучается около 400 учителей математики.

«Начиная с 2015 года ежегодно проводятся фестиваль-конкурс «Я хочу поделиться…», конкурс «Моя лучшая методическая разработка» и т. д. Все перечисленные конкурсы, несомненно, позволяют выявить лучших учителей математики образовательных организаций Ставропольского края посредством трансляции их передового педагогического опыта, проведения открытых уроков, методических семинаров, мастер-классов и иных конкурсных испытаний»,

— уверены в министерстве.

Способствует повышению профессиональных компетенций учителей-предметников и олимпиадное движение. В 2020 году в таком состязании участвовали 72 учителя математики, а в 2024 — уже 115, приводят данные в минобре.

В числе других мероприятий, которые, по мнению руководителей министерства, повышают профессионализм педагогов — научно-практические конференции, семинары, съезды учителей математики — их организуют при поддержке ведомства. По регпроекту «Современная школа» нацпроекта «Образование» в 2021 году на базе института развития образования, повышения квалификации и переподготовки педработников открыли Центр непрерывного повышения профмастерства учителей и управленческих кадров (ЦНППМ). Участвуют в проекте и учителя математики.

«С 2021 года общее количество учителей математики, которое приняло участие на региональном уровне в автоматизированной системе ЦНППМ, — 558 человек, на федеральном уровне — 75 человек»,

— рассказали в минобре Ставрополья.

Авторы:Татьяна Климова